top of page

Проектно-конструкторская смена «ТехноЮниор» прошла в загородном центре «Таватуй»

Две недели – с 27 июня по 10 июля – 96 подростков 13-14 лет из десяти регионов нашей страны, прошедшие конкурсный отбор, жили и занимались проектной деятельностью в Загородном центре «Таватуй» на берегу одноименного озера в прекрасном живописном уголке Урала.



Смена «ТехноЮниор» с 2022 года проводится в рамках проекта «Инженерная школа УГМК». Команда Уральского клуба нового образования совместно с Техническим университетом УГМК продумывают программу и содержание работы проектных лабораторий, привлекают экспертов от предприятий компании.

Цель и миссия этой смены – воспитание будущих технологических лидеров из территорий присутствия Уральской горно-металлургической компании. «ТехноЮниор» объединяет перспективных ребят, способных разобраться в современных технологиях, проектировать новые направления для предприятий и производства, готовых брать на себя ответственность и менять ситуацию в мире.


Идейным вдохновителем и носителем ценностей «нового образования» является программный директор смены «ТехноЮниор» Резеда Рыбалко. Она стояла у истока проектных смен и верит в то, чем занимается: «Образовательный блок – это не единственное, на чем строится наша школа. Очень мощной составляющей является воспитание, антропологический блок, который строится по принципам гуманной педагогики. Мы создаем творческую развивающую среду и даем подросткам возможность примерить на себя роль лидеров уже на смене».


На смене ТехноЮниор-2023 проектная работа вместе с подростками велась по пяти направлениям: автоматизация, транспортные системы и безопасность, информационные системы, экология, развитие территории. По каждому из них подростки погружались в проблематику, ставили задачи для её решения, предлагали решение, которое в итоге нужно было защитить перед экспертами.


Проектно-конструкторская лаборатория «Развитие территорий»

В 2023 году объектом работы ребят, выбравших данное направление, стал город Кировград Свердловской области. По их мнению, здесь назрела проблема в неиспользовании имеющегося потенциала как ресурса для улучшения жизни в городе и остановки оттока населения.

Под руководством Светланы Угловой – руководителя лаборатории и стажёра Владислава Петелина, ребята пришли к своему основному проектному решению: создать вокруг Кировоградского пруда экотропу, и через её создание вовлекать в решение проблем города жителей, создавать сообщество неравнодушных горожан.



Проектно-конструкторская лаборатория «Экология»

Объектом работы техноюниоров – экологов стало Новомариинское водохранилище рядом с городом Ревда Свердловской области. Ребята выявили очень сложную проблему, которая, на первый взгляд, не очевидна: отсутствие мониторинга состояния водоема после зарыбления, которого не хватает для более эффективного восстановления экосистем в условиях индустриализации.

Взрослые пока к этому не пришли, а ведь по мнению ребят проектное решение оказалось буквально на поверхности – они предложили разработать плавучие станции для недостающего этапа мониторинга в процессе зарыбления водоёмов. Руководитель лаборатории Артём Широких и стажёр лаборатории София Мезенцева направили инженерную мысль в правильное русло.



Проектно-конструкторская лаборатория «Транспортные системы и безопасность»

Объектом работы в данной лаборатории является шахтная техника, аварийность которой снижает объемы производства и увеличивает затраты на ремонт. В условиях увеличения выработки руды данная проблема особенно актуальна, так как увеличение объемов выработки требует увеличения количества техники. Ребята предложили в качестве проектного решения – создание системы контроля сближения «транспорт – транспорт» и «транспорт – человек», которая работает в условиях плохой видимости, запыленности, высокой влажности и в узких пространствах. Руководитель лаборатории Никита Гавриленко и стажёры Дарья Дорохина и Данил Веревочников вели и направляли ребят в этой не простой работе.



Проектно-конструкторская лаборатория «Информационные технологии»

Ребята из лаборатория информационных технологий работали над созданием программы привлечения студентов инженерных специальностей на АО «Святогор» через создание информационного ресурса для поиска вакансий. Школьники узнали, как нанимают специалистов на предприятия, проанализировали существующие программы привлечения студентов, подготовили техническое задание и создали прототип сайт для поиска стажировок и практик на Волковском руднике. Ребята получили компетенции в области ИТ и использовали такие технологии как Python, Django, HTML, CSS, Figma, GIT. В программу привлечения сотрудников, разработанную подростками совместно с руководителем лаборатории Егором Соломеиным и стажером Кириллом Савельевым вошли: программа мероприятий для школьников, студентов СПО и вузов, сайт со стажировками для студентов



Проектно-конструкторская лаборатория «Автоматизации»

Данная лаборатория под руководством Сергея Морозова и стажера Александра Бугакова занималась на смене ТехноЮниор 2023 шахтными стволами Гайского ГОКа в Оренбургской области. А именно, создавала автоматическую систему осмотра шахтных стволов, которая необходима для обеспечения безопасной эксплуатации шахтных подъемных установок. Существующая на сегодняшний день система морально устарела и мешает росту производительности труда, так как требует остановки работы подъемных установок и визуального осмотра. Юные техники путём мозгового штурма пришли к такому проектном решению – создание автоматической системы осмотра шахтного ствола, позволяющей оператору отслеживать изменение конструкции, не находясь при этом непосредственно в шахтном стволе.


Трансляцию финальной презентации проектов ребят можно посмотреть на канале Уральского клуба нового образования


На ТехноЮниоре нет случайных задач, точно так же как нет случайных детей и педагогов. Все, кто помогает детям проходить проектный путь, мотивирует их и подкидывает факты в их жадный до знаний и интересных задачек мозг – это наставники, прошедшие «ценностный отбор», которые должны быть не только экспертами в своей области, но и живым примером ответственного взрослого человека. Светлана Углова – одна из них, считает, что нынешние подростки через 10-15 лет будут формировать экономику нашей страны и выстраивать её будущее: «То, что мы сейчас закладываем в них, какие семечки посеем, то мы потом и получим, в такой стране мы и будем жить».

Многие руководители и стажеры лабораторий сами прошли обучение на проектных сменах, закончили школы, поступили в вузы, в том числе в Технический университет УГМК. Александр Бугаков, Никита Гавриленко, Владислав Петелин, будучи студентами ТУ УГМК, прорабатывают со школьниками на проектных сменах темы по энергетике, автоматизации и металлургии – направлениям их обучения. Такой опыт позволяет использовать полученные в университете знания и развить важные для будущей карьеры компетенции в работе с людьми.



Несколько отзывов участников смены:

Дедунова Юлия, 13 лет, г. Верхняя Пышма, Свердловской области

Я впервые на ТехноЮниоре, попасть сюда мне помогла командная победа на всероссийском конкурсе Инженериада УГМК в 22 году, это достижение мне дало путевку на эту смену. Я работаю в лаборатории «Развитие территории». Моя роль – исследователь, руковожу исследовательской подгруппой в составе проекта. Выбрала именно эту лабораторию, потому что хочу, вернувшись в свой родной город Верхнюю Пышму, создать и воплотить проект для его жителей. Скорее всего, мой проект будет направлен на развитие досуговой части, так как эта сфера у нас недостаточно развита.


Вахрушева Алена, 14 лет, г. Шадринск, Курганская область

Я здесь второй раз, и хочу сказать, что сейчас мне нравится намного больше, чем в первый. В этом году более атмосферно, много посиделок с нашими кураторами, проводятся квартирники, было крутое аквапати, рок-н-рольная вечеринка и вальсовый вечер. Я работаю в лаборатории «IT» и мы создаем сайт для стажировки на предприятии «Святогор», а также продумываем мероприятия для школьников, СПО и вузов. Моя роль была в продумывании мероприятий для школьников 8-11 классов.


Асадуллина Арина, 15 лет, г. Учалы, республика Башкортостан

Я второй раз на ТехноЮниоре и мне очень нравится атмосфера этого лагеря, его мероприятий, мне захотелось испытать это вновь. Я работаю в лаборатории «Развитие территории» и руковожу процессом создания макета, на других этапах я руководила другими процессами. Когда я ехала на эту смену, я ставила для себя цель попробовать какую-то новую роль. Раньше чаще всего я была исполнителем, а сейчас мне захотелось попробовать себя в роли руководителя, я считаю, что эта цель мной достигнута и я стала лучшей версией себя. А еще я проанализировала свое поведение при работе над проектом на прошлой смене и решила действовать по-другому, более активно, все это дало отличный результат и я довольна собой.




bottom of page